Полуэктова Ольга Викторовна, воспитатель.

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» (старшая группа) Тема: Закрепление понятий «слово, слог, звук» «Поможем Федоре»

Цель: Повышение уровня речевого развития детей.

Программные задачи:

Образовательные:

· Закрепить умение подбирать слова с уменьшительным значением

· Продолжать формировать умение называть слова с заданным звуком

· Продолжать формировать умение интонационно выделять звук в слове

· Закреплять умение делить слова на слоги

· Продолжать формировать умение проводить звуковой анализ слова

· Закрепить умение подбирать похожие по звучанию слова

Развивающие:

· Развивать память, внимание, логическое мышление, речь

· Развивать смекалку, воображение, мелкую моторику, связную, выразительную речь;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи Воспитывать умение внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкцию Воспитывать чувство справедливости, взаимовыручки, дружеское отношение друг к другу; Воспитывать уважение к старшим

· Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Интеграция: познавательное  развитие (развивать полученные ранее знания),  физическое развитие (здоровьесбережение), социально-коммуникативное развитие (способность психологической комфортности детей и позитивный контакт), художественно-эстетическое развитие (воспитывать художественный вкус, любовь к искусству).

Методы и приемы:

1. Игровая ситуация «Поможем Федоре»

2. Игра «Назови ласково»

3. Игра «Назови слова»

4. Игра «Раздели на слоги»

5. Физкультминутка.

6. Игра «Кто живет в домике»

7. Игра «Слова-друзья»

Материал:

Демонстрационный: интерактивная доска, карточки для игры «Раздели на слоги», пособие для проведения звукового анализа – домик, звуки, мяч.

Раздаточный: карточки для игры «Раздели на слоги»

Предварительная работа:

· повторить изученный материал по подготовке к обучению грамоте;

· Оформление уголка в группе «Грамотеи».

· Настольные  игры «Что лишнее», «Найди отличие», «Назови наоборот»

· Работа с родителями: подобрать слова со звуками «С» и «З», нарисовать рисунки.

Словарная работа: половник, бокал, солонка, слог, звук.

Рабочее пространство: уголок речевого развития, театральный уголок, книжный уголок, иллюстрации по теме занятия, дидактические игры по развитию речи.

Ход занятия.

I. Введение в ситуацию.

Дети сидят на ковре. Забегает Федора (воспитатель), дети встают.

Федора: ой что делать, что делать? Все пропало, все пропало! Вся посуда убежала!

Дети: Здравствуйте Федора Егоровна.

Мальчик предлагает стул: Присаживайтесь пожалуйста.

Федора садитя на стул.

Дети: расскажите, что случилось.

Федора: Я вчера вечером совсем заработалась в огороде, устала и забыла помыть посуду. А сегодня обнаружила, что ее нет!

Дети: не плачьте, Федора Егоровна, мы вам поможем.

Федора: Правда, ой как хорошо!

II. Актуализация знаний

Я принесла вам угощение с моего огорода

Достает корзину с овощами, показывает детям.

- Что это? (овощи). Предлагаю поиграть. Выберите себе овощ и назовите ласково.

Дети выбирают овощ: морковь-морковка и т. д.

Федора: Какие вы молодцы, точно сможете мне помочь.

Во время этих слов дети складывают овощи в корзину.

III. Включение способа действий в систему знаний и умений детей

1. Игра «Назови слова»

 Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением посуды и поднос.

Федора: Я думаю, что точно вернется посуда, в которой есть звук «л». Выберите те картинки, в названии которых есть этот звук.

Дети называют (вилка, тарелка, ложка, половник, кастрюля, бутылка, бокал, солонка, блюдце) и складывают картинки на поднос

На экране появляется посуда.

Федора: Ой, ребята, посмотрите, правда посуда вернулась. Но это только часть. Попробуем вернуть все остальное.

2. Игра «Раздели на слоги»

Вот у меня есть фотографии моей любимой посуды. Чтобы ее вернуть, вам надо разделить слова на слоги и разложить карточки на соответствующий стол.

Дети подходят к круглому столу у окна. На нем большие карточки с изображением столов с разным количеством салфеток (1-3). Дети делят слова на слоги и кладут карточку на нужный стол.

Федора: Посмотрите, еще посуда появилась.

На экране появляется еще посуда.

Федора: Много уже посуды. Надо ее куда – нибудь сложить. Куда?

Дети: в кухонный шкаф.

Федора: Правильно. А чтобы он появился, разберем слово «шкаф» по звукам.

Но перед этим надо отдохнуть, а то я что-то устала. А вы?

Дети проходят на ковер

3. Физминутка музыкальная.

«Эй, лежебоки…»

4. Игра«Кто живет в домике»

  Дети садятся на стулья. Перед ними мольберт с домиком-схемой слова с 4 окошками.

Проводится звуковой анализ слова ШКАФ.

Федора: А вот и шкаф.

На экране появляется шкаф и в него ставится посуда.

Федора: ну вся посуда ко мне вернулась. Нет только самого главного – самовара. Он у меня очень веселый, любит играть. Давайте мы поиграем, может он услышит и придет.

5.  Игра «Слова друзья»

  Дети проходят на ковер в круг. Проводится игра «Слова друзья» с мячом: Федора называет слова, дети – похожие по звучанию.

На экране появляется самовар. Федора достает настоящий самовар:

- А вот и он. Теперь можно и стол накрыть и чай попить. Спасибо вам, ребята, за помощь. А чай будем пить с Тульским пряником.

IV. Итог.

Напомните мне, что же вы делали, чтобы посуда вернулась?

Что было сложно? Что больше всего понравилось?

28 февраля 2022 в 19:21

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.